Ответы и объяснения

Лучший Ответ!
2014-02-28T21:27:01+04:00

Это Проверенный ответ

×
Проверенные ответы содержат надёжную, заслуживающую доверия информацию, оценённую командой экспертов. На "Знаниях" вы найдёте миллионы ответов, правильность которых подтвердили активные участники сообщества, но Проверенные ответы - это лучшие из лучших.
Русская еда.
«Мельница водой, а человек едой движется» , - говорят исстари. И возглавляет всякую еду хлеб. Он никому не в тягость: сам себя несет. Поел - и легче на душе. Самый обыкновенный хлеб - ржаной, тот, что калачу - дедушка, из кислого теста. Ставили кислое тесто накануне выпечки, а с утречка перебивали его в дежке (деревянной кадочке) , вываливали, вывершивая, на широкой липовой лопате, называемой пекало, и ссаживали на под русской печи, перед тем хорошо протопленной. С лопаты и сырой каравай сходит легко, потому как присыпана высевками (отрубями) . Каравай пропекался долго, часов шесть, после чего его вынимали, клали на стол, умывали верхнюю корочку холодной водой и укрывали скатеркой: пусть стынет. Горячий хлеб не ели, зубы попортишь, желудок обожжешь, а вот когда остынет - в самый раз. Свежий ведь он раздымчатый, пахучий. Ни один стол не сытный, ежели не поесть хлеба.
Потом - хлебово, в первую очередь похлебка, по-теперешнему суп. В давние времена репа да брюква, а много позже картофель составляли основу похлебки. Добавляли туда и пшена для навара. Если похлебку уварить покруче, получится сливуха. Первое блюдо почиталось главнее второго. Оттого и поговаривали: «Каково хлебово - таково и стебово» , то есть как похлебаешь, так и поработаешь. Похлебка могла быть утром, а в обед да на ужин - щи. Огородная барыня капуста - основа щей. «Хлеб да капуста лихого не попустят» - еда для здоровья наипервейшая. Щи могли быть постные либо скоромные, с мясом. Ранней весной готовили зеленые щи: вместо капусты в них клали щавель, крапиву, сныть, а то и борщевик. В новинку и такая кислинка порадует.

Вторая перемена на столе - каша. Мы ли не кашники? И второе блюдо сопрягается с хлебом. Послушайте, что об этом говорили в народе: «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной» . Крупеничка-греча укрепляет здоровье человека, полезна для желудка. Приестся гречневая каша, принимаются за пшенную. Горшок пшенной каши поспевает к обеду. Ели с конопляным или коровьим маслом.

После первого и второго - заедки. Тут уж выдумка у стряпух неистощима. И все же самая обыкновенная заедка - пышки на молоке. Муку брали пшеничную, помолом потоньше. Тесто затиралось кислое. Ставили пышки в протопленную печь; когда в ней уймется сильный жар. Пекли на листе, жестяном противне. Когда выпечка подернется корочкой, пышки вынимали на минутку, смазывали поверху куриным перышком, обмокнутым в распущенный желток, и снова в печь, допекаться. А как поспеют, вынимали и ссыпали в решето, пусть стынут да услаждают, ежели получились духовитые и запышнелые.

Более сложная стряпня - черепельник. Выпекался он вроде коврижки. Затевался на цельном молоке, из пшеничной и пшенной муки; для вкуса и желтого цвета добавляли яйца. Черепельник, вынутый из печи, разрезали на доли, пряники. Считалась эта заедка праздничной, отменно вкусной, хотя и немудрящей по составу. «Была бы коровка да курочка - сделает и дурочка» .

Рассказывая о русской еде, как не упомянуть и блины. В давние времена блины будто бы почитались за пищу ритуальную. Похоже, что так оно и было, ведь блин круглый, как солнышко. Это ль не диво! То, что он старше хлеба, сомнения нет: для блина не нужна квашня, раз-два - и готово. Впрочем, впоследствии блины делали не только пресные, но и кислые. В таком случае требовались и квашня, и закваска. Затирали, то есть ставили блины на муке пшеничной и просяной. Получались толстые, ноздреватые, сытные; ели блины со сметаной или с коровьим маслом. А не то с медом, позже - с сахарной пудрой. Пресные блины совсем тонкие, полупрозрачные. Название им - кравайцы. Их ели со сливками или томили в жаровне опять же со сливками. Еда также праздничная. В кравайцы просяной муки не примешивали.

Дедовский напиток здоровья - ржаной квас не переводился в домах всех сословий, от крестьянского до боярского. «Квасок попыривает в носок» - крепкий, стало быть. Вместо чая пили взвары, готовленные на луговых и лесных травах.