2. В чем новизна комедии Ревизор? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил В. И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя»?

1

Ответы и объяснения

2014-02-16T09:39:56+00:00
В чём проявляется эта новизна? 
Если говорить о композиции произведения, 
то прежде всего - это смелость завязки. 

Одна первая фраза о приезде ревизора вызывает всеобщее 
потрясение и рождает страх, который сближает всех и лишает здравого смысла. 

Необычайно смелой завязке соответствует и финал пьесы. 

Сначала почтмейстер приходит с известием, что чиновник, 
которого все принимали за ревизора, был не ревизор, 
а потом в момент разгара страстей появляется жандарм, 
который одной фразой производит ошеломляющее впечатление 
и развязывает действие. 

Можно говорить о двойной развязке. 

Рассматривая композицию, мы видим, что одна ситуация является 
началом и концом пьесы, завязкой и развязкой. 

Но если в начале пьесы сообщение о ревизоре вызывает бурную деятельность 
и всеобщую сплочённость, то в конце известие почтмейстера сначала всех разобщает, 
а появление жандарма вновь сплачивает, но при этом лишает движения 
и приводит к окаменению. 

Комедия совершает замкнутый круг. 

Кроме новизны завязки и развязки интересна и новизна общего построения драматургического действия, которое последовательно, от начала до конца, вытекает из характеров. 

Стремление Н. В. Гоголя к обобщению вылилось, по его же определению, 
в «сборный город всей тёмной стороны» 

Это город последовательно иерархичный, структура его пирамидальна -- «гражданство -- купечество -- чиновники -- городские помещики -- городничий во главе» . 

Вне города стоят только Хлестаков и Осип. 

Выбор персонажей основан на стремлении максимально охватить стороны общественной жизни и управления (судопроизводство, просвещение, здравоохранение, почта, социальное обеспечение, полиция) . Конечно, структура города воспроизведена не совсем точно, но автору это и не было нужно 

«Сборный город» является цельным сам по себе, и в то же время граница между ним и пространством за «стенами» города размыта, что тоже является новаторством 

В «Ревизоре» ( в отличие от замкнутого пространства того же «Недоросля» ) возникает ощущение, что нормы такой жизни повсеместны. 

Хлестаков. 
Это не традиционный образ плута, к которому привыкла драматургия, это новый тип, новое явление в литературе, ставшее впоследствии нарицательным именем. 

Новаторство драматургических решений Гоголя заключалось, прежде всего, в том, что место идеала в конфликте «Ревизора» он оставил вакантным. Существовавшая в то время классическая тенденция противопоставления негативного позитивному была пересмотрена автором. Гоголь не просто меняет составные антитезы. 

Предметом художественного осмысления становятся персонажи чиновников, обобщающие социальные типы и самим фактом своего существования разоблачающие бюрократическую систему. При этом гротеск является наиболее эффективной формой осуждения российской действительности того времени.