Ответы и объяснения

2014-02-03T23:10:22+04:00
 Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.
    В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян...”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.
    В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

    Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Когда мы их употребить не можем?
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует...

    Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

    

    Да, были люди в наше время,

    

    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!

    

    Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
     Уж постоим мы головою
    За родину свою!

    Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

    Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам...

    Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.
    В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ...

    Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

    И вы, мундиры голубые,
     И ты, им преданный народ.

    Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.
    В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.
    Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

    Умом Россию не понять...
    В Россию можно только верить.