Ответы и объяснения

Лучший Ответ!
2013-12-13T14:43:55+00:00
КОЛТУН, КОВТУН муж. болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок; колтун бывает в у лошадей, в гриве, и кучера приписывают его прическе домового. Литовский колтун. бранное литвин. Колтунный, к колтуну относящийся. Колтуноватый, на колтун похожий, колтунчатый, на ком колтун. Колтунистый край. обильный колтунами. Колтунник муж. -ница жен. на ком или у кого колтун. Колтушка жен. колтушек. муж. висюлька, подвеска, балаболка; | колтушки архан. чусы, чуски, ушники, усерязи, сережки, серьги, или подвески к серьгам, балаболки; | растение Trollius, желтоголовник. Колты жен., мн. запутанные дела или трудные обстоятельства, хлопоты, заботы, суеты; | сплетни. Колтуны, колдуны муж., мн. литовские колдуны, блюдо или яство, приготовляемые в зап. ·губ., пельмени.
2013-12-13T14:45:00+00:00
Колту́н, или ковту́н (лат. Plica polonica; польск. Kołtun polski; укр. Гостець) — воспаление cальных желёз на голове, возникающее в результате нарушения условий гигиены, нерасчëсывания, вшивости[1] и т. д.Вследствие обильного отделения (экскреции) сальных желез на голове, волосы слипаются в клубки, косички, неразделимые космы и образуют слипшуюся густую массу, похожую на войлок, в которых накапливается грязь, пыль и множество насекомых. Колтун устраняют стрижкой волос и последовательным лечением воспалительного состояния сальных желёз на голове.В прежнее время считался особой болезнью, присущей некоторым местностям, в первую очередь Польше, некоторым районам Белоруссии, Литвы, Украины, и отдельным народностям.В народе получил название гостец. Гостец — это злой дух, поселившийся в человеке. Если кто-нибудь оскорбляет его неумелым лечением, то гостец обращается в опасную и трудноизлечимую болезнь. Бытовало убеждение, что стрижка колтуна может вредно отразиться на здоровье человека — расстройством психики, слепотой и др.Ношение колтуна должно было защитить от болезней и чёрта. В народном представлении происхождения колтуна (гостеца) связывалось также с наследственностью: «есть с родичов на потомство спадаючая»[2] или чаще — с чарами, злым духом, который может войти в человека «из ветра … с холода, с работы или от сглаза, или с раннего рассвета, северного, вечернего, полуденного или с солнца, или мужских, или женских, или девичьих, или детских глаз»[3].Сверхъестественное значение, которое народом приписывалось колтуну, вероятно, и вызвало синодский указ 24 февраля 1722 года, которым предписывалось: «игуменам в монастырях затворников и ханжей и с колтунами никого не держать.»Считалось, что колтун мог быть как мужского, так и женского рода: «заклинаю тя, гостец, самца и самицу»[4]. Мог поражать, то есть «помещаться» в разных частях человеческого тела, о чём свидетельствует заговор от него: «ани в бровах, ани в очах (глазах), ани в шее, ани в плечах, ани между плечей, ани в мышцах, ани в персях (груди), ани в сердце, ани в селезенке, ани в плюцах (легких), ани в жилах, ани в мозгу, ани в чреве, ани в костех, ани в естественных пределах, ани в коленах, ани в голенах, ани в руку, ани в ногу, ани во всем составе, ани во всем теле…»[5].Колтун поражал, в основном, крестьянство и другие малоимущие слои населения, но встречался также и среди высших социальных классов. Самой заметной фигурой в истории был король Дании и Норвегии Кристиан IV (1577—1648). Его колтун имел форму косички, свисавшей с левой стороны головы, украшенный красной лентой. Придворные, как сообщается в исторических источниках, принялись носить такую же причёску, чтобы польстить королю.Король Дании и НорвегииКристиан IVКолтуны на шерстибергамской овчаркиВ России исследованиями колтуна занимался А. П. Вальтер, в 1845 году защитивший первую в истории Киевского университета диссертацию по медицине «Микроскопическое исследование механизма сплетения волос в колтун».Колтун встречается также у животных (лошадей (обычно под гривой), собак, котов и др.).