Ответы и объяснения

2013-10-22T19:06:00+04:00
Сущностная связь имени с обозначаемым им предметом, возможно, находит свое отражение и в особенностях древнеегипетской письменности. Как известно, знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например,  — солнце,  — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов. Так, рука с зажатой в кулак палкой показывает, что обозначаемое слово связано с понятием силы, детерминатив ставится после понятий, связанных с движением. В первоначальном назначении детерминатива некоторые ученые предлагают видеть имя предмета, входящее в образуемый им комплекс и поэтому тоже требующее специального письменного изображения. Если идеограмма изображает сам предмет, то следующий за ним детерминатив, по их мнению, воспроизводит его имя. 

Важно отметить, что иногда один и тот же знак выполнял функцию как идеограммы, так и фонограммы и детерминатива. Например, знак , обозначающий дом (фонетически pr), мог служить также фонограммой в словах, в которых встречается сочетание pr, словах, никакого отношения к слову «дом» не имеющих. (Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус является искусственно придуманным развлечением, то у египтян он входил в саму ткань языка.) Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, указывающих на какое-либо здание или помещение: «комната», «интерьер», «канцелярия» и др. Иероглиф, изображающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, соответствующей местоимению «я», «мой», так и детерминативом после слов, обозначающих какого-либо человека: «сын», «делающий», «придворный» и т.д.