Какие проблемы заданы в комедии "Горе от ума".
Если можно развернутый ответ, пожалуйста срочно!

1

Ответы и объяснения

  • DJToxa
  • главный мозг
2013-10-19T17:32:38+00:00

Это Проверенный ответ

×
Проверенные ответы содержат надёжную, заслуживающую доверия информацию, оценённую командой экспертов. На "Знаниях" вы найдёте миллионы ответов, правильность которых подтвердили активные участники сообщества, но Проверенные ответы - это лучшие из лучших.
Основной конфликт произведения
разворачивается между Чацким и
фамусовским обществом. В нем
отразилась борьба двух
общественных сил:
прогрессивных либеральных
дворян и реакционных дворян-
крепостников.
А.С. Грибоедов сатирически
изображает дворянско-чиновни­
чью Москву и шире — Россию.
При общности многих черт
(эгоистические интересы,
отсутствие высокой
нравственности, низкий уровень
образованности, страх перед
просвещением) каждый образ
воплощает какой-то
определенный конкретно­
исторический тип.
Фамусов олицетворяет «век
минувший». Он — богатый поме­
щик и крупный чиновник,
который, однако, не отягощает
себя службой («что дело, что не
дело — подписано, так с плеч до­
лой»). Воспринимая службу как
собственную вотчину, Фамусов
окружил себя родственниками и
знакомыми:
При мне служащие чужие очень
редки,
Все больше сестрины,
свояченицы детки…
Как станешь представлять к
крестишку ли,
к местечку, ну как не порадеть
родному человеку!
Фамусов — лицемер и ханжа.
Идеалом всего окружения Фаму­
сова является Максим Петрович,
который, несмотря на свои се­
дины, несколько раз падал перед
императрицей, чтобы повеселить
ее, чем и заслужил монаршую
милость. Фамусов готов отдать
дочь замуж за кого угодно, лишь
бы был при деньгах и власти. Он
видит зятя даже в грубом и
невежественном солдафоне
Скалозубе, которого Чацкий метко
охарактеризовал как «созвездие
маневров и мазурки». Скалозуб
раскрывает свои мечты:
… чтоб чины добыть, есть многие
каналы, …
Мне только бы досталось в
генералы.
И, не чувствуя цинизма, радуется,
что
Вакансии как раз открыты;
То Старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Все фамусовское общество
боится просвещения, видя в нем
угрозу собственным устоям.
Фамусов уверен, что «ученье —
вот чума, ученость — вот
причина» всех бед; ему вторит
княгиня, ругающая
педагогический институт и
профессоров; Скалозуб хотел бы,
чтобы в лицеях и гимназиях
учили «по-нашему: раз, два», его
«ученостью не обморочишь», а
тем, кто ведет философские
споры, он «фельдфебеля в
Вольтеры» даст. Взгляды этого
общества выразил Фамусов:
… Чтобы зло пресечь,
Собрать все книги бы да сжечь.
Молодое поколение представлено
в пьесе образами Чацкого,
Молчалина, Софьи и Лизы. Это
совершенно разные типы моло­
дых людей, различающиеся по
своим нравственным понятиям.
Молчалин воплощает низшую
часть чиновничьей России. Его
портрет обрисован одной фразой:
«вот он на цыпочках и не богат
словами». У него два таланта,
которыми он гордится, — «уме­
ренность и аккуратность».
Молчалин из тех, кто достигает
карьеры умением вовремя
погладить моську влиятельной
дамы, поиграть (умирая от скуки)
со старичками в карты. Это
подхалим, лицемер, который
следует правилу:
… В мои лета не должно сметь
Свои суждения иметь.
Такие Молчалины и
поддерживают устои
фамусовского общества.
Один из сложнейших в пьесе —
образ Софьи. Как отмечал А.С.
Пушкин, «она начертана неясно».
Достаточно образованная и
умная, она предпочитает
Молчалина Чацкому. Не будучи
злой и жестокой, причиняет боль
другу детства и клевещет на него,
объявляя сумасшедшим. Ее
поступки противоречивы.
Вероятно, это потому, что в ее
характере некоторые черты
(независимость, свобода
суждений) сформировались в
отрочестве под влиянием
Чацкого, но после его отъезда
она оказалась во власти
консервативного общества,
воспитавшего в ней свой
моральный кодекс. Можно пред­
положить, что Софья не любит
Молчалина, но создала идеал в
своем воображении. Прав
Чацкий, когда говорит, что
качеств ваших тьму, любуясь им,
вы придали ему.
Объективно Софья тоже
оказывается в лагере Фамусовых,
защищая его устои.
Фамусовскому обществу
противостоит Чацкий. Молодой
образованный человек после
трехлетнего отсутствия
возвращается в Москву,
движимый романтическим
порывом послужить Отечеству,
«дым которого нам сладок и
приятен». Это честный, благород­
ный человек с острым умом. Ему
больно видеть, что по-прежнему
властвует лицемерие,
невежество, что в Москве «дома
новы, но предрассудки стары».
Его патриотическое чувство
оскорбляет дух «слепого,
рабского, пустого подражанья»
всему иноземному, преклонение
перед пустым «французиком из
Бордо».
Нравственные понятия Чацкого —
независимость, чувство
собственного достоинства
(«служить бы рад,
прислуживаться тошно»),
принципиальность — находятся в
непримиримом противоречии с
моралью фамусовского
общества. Его монолог «А судьи
кто?» — обличение
консерватизма «отцов
отечества», которые живут по
законам XVIII в., «сужденья
черпают из забытых газет времен
Очакова и покоренья Крыма».
Они — враги свободы,
крепостники, ни во что не
ценящие жизнь крестьян,
меняющие своих преданных слуг
на собак.
Чацкий обладает пылким
характером, что проявляется и в
его романтической любви к
Софье, и в его резких оценках
окружающих. Образ Чацкого дан
в развитии. Он преодолевает
сначала социально-политические
иллюзии, а затем разрушаются и
его любовные надежды. По
словам И.А. Гончарова, Чацкий
испытывает «мильон терзаний»,
прежде чем «отрезвится сполна».