Ответы и объяснения

2013-04-22T11:52:19+00:00

в какой стране случился зерновой кризис

Лучший Ответ!
2013-04-22T12:12:52+00:00

ервое, что бросается в глаза - разница между зерновой политикой, проводимой в послевоенные годы Сталиным и Хрущёвым. Если не считать неудачного 1946г., при Сталине заготовки в 1947-52гг. ежегодно превышали расход, резервы росли, хотя при этом довольно много зерна экспортировалось, экспорт рос и достиг в 1952г. 4,5 млн. тонн. (Что неудивительно: зерно было основным экспортным товаром СССР с 1946 по 1950г., доля в экспорте: 1946г.: 21,4%, 1950г.: 12,1%, 1955г.: 8,3%, 1960г.: 8,4%, и лишь в 1966г. падает до 2,6%)

За счёт чего же достигались Сталиным такие успехи ? За счёт жесточайшего ограничения потребления зерна, содержания населения на грани голода. Вот как описывает это Волкогонов:

...Нетрудно видеть, что все эти годы (во время войны - понятно) заготовки были очень низкими. Однако госрезерв, независимо от урожая и потребления после войны, создавался на достаточно высоком уровне. Чтобы выжить, люди воровали с полей хлеб: зерно, колоски. В июне 1946г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совмина о строжайшей ответственности за "расхищение хлеба". Министр внутренних дел С. Круглов регулярно докладывал Сталину о ходе выполнения этого постановления. Например, в декабре 1946г. было "привлечено к уголовной ответственности за хищение хлеба 13559 человек, в январе 1947г. - 9928... 

Со смертью Сталина зерновая политика смягчается: уже в 1953 и 54 гг. централизованный расход зерна существенно возрастает, несмотря на падение заготовок по сравнению с 1952г. При этом экспорт зерна не растёт вплоть до 1957г., оставаясь ниже сталинского пика 1952г.: приоритет новой власти отдан потреблению, за счёт снижения резервов. Расход зерна растёт в целом и дальше вплоть до предкризисного 1962г., следуя за ростом населения и общей более мягкой политикой новых властей. Уровень же госрезерва держится у очень низких показателей, падая с около 50% годового централизованного расхода в последние годы Сталина до около 11% в предкризисный 1962г.