Ответы и объяснения

2013-01-13T14:12:57+00:00

Стихотворение "Дума" было написано за два года до смерти поэта и опубликовано в одном из январских номеров "Отечественных записок" за 1839 год. Это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. 
Основная мысль стихотворения - размышление о судьбах молодого поколения России той поры. Время написания "Думы" - одно из наиболее мрачных в истории страны. 
После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях проявляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Даже лучшие представители молодежи не знали, куда можно приложить свои силы, становились безразличными ко всему, превращались в "лишних людей". 
"Дума" - это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению. 
Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль. 
Поэта огорчает, что многие его современники живут "ошибками отцов и поздним их умом". Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет "поздним их умом". Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. 
Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, страсти - приглушенно. Слово часто используется в переносном значении: "состариться" означает не только физическую, но и духовную старость, "ровный путь без цели" - знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры ("старость души", "жизнь - путь"). Яркие эпитеты обнажают эмоцию ("тощий плод", "пришелец осиротелый", "холод тайный"). 
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова элегического романтизма ("печально", "томит", "вянем") и слова философского и общественно-политического значения ("познанья", "сомненья", "рабы"). Во второй части отсутствуют слова ораторского стиля, их заменяют слова стиля элегического. 
Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь". В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судья", "гражданин" и т.п. 
Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль. Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. "Дума" - это и сатира и элегия. В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию. В "Думе" нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". "Дума" заканчивается выводом, предсказанием, пророчеством. Романтика сменяется реквиемом. 
Тон "Думы", потрясшей современников, воспроизводил эмоцию "социального отчаяния". 11 сентября 1842 года Герцен запишет в своем дневнике "Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования... Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть..."

Лучший Ответ!
  • DarkN
  • середнячок
2013-01-13T14:20:37+00:00

В этом стихотворении Лермонтов размышляет о его поколении, о его судьбе этого поколения. Авторс считает, что у людей этого поколения нет будущего, они все находятся в бездействии, не совершуют никаких подвигов, никак не выделяются. Люди совершенно безразличны ко всему, что происходит вокруг, это и жизнью-то назвать нельзя. Этих людей можно сравнить с Онегиным, которому в его годы уже наскучило все, его дни ничем не отличались друг от друга, ему было все равно. Лермонтов пишет о том, что его поокление не умеет наслаждаться чем-то, потому что се слишкмо легко достается. Об искусстве вообще и говорить нечего, это никого не интересует, никто ничем не восторгается. И в душе все слишком спокойно. Любовь или ненависть особо не проявляются. Люди просто спокойно ждут, когда они умрут. В последних строках Лермнотов отмечает, что после них ничего не останется, о них не будут помнить, никто и не заметит, что было такое пооколение, такие люди. И что интересно, автор сам себя относит к этим людям, то есть он считает, что и его стихи так же позабудутся, он ничего в принципе и не оставит после себя.